Психолого-педагогическая, медицинская и социальная работа в ДАОК организована в соответствии с нормативными актами Министерства науки и высшего образования Российской Федерации с учетом региональных особенностей, внутренних распоряжений и приказов. Для ее реализации в штатное расписание ДАОК введены должности проректора по учебно-воспитательной работе, специалистов по работе со студентами, кураторов, медицинских работников.
В ДАОК для выявления психологического состояния, определения удовлетворенности учебным процессом и изучения интересов и способностей студентов для организации дополнительных занятий и секций проводятся психологические и социологические исследования: «Преподаватель глазами студентов», анкетирование «Удовлетворенность качеством предоставляемых образовательных услуг», «Социальное проектирование в студенческой среде» и др.
Результаты анкетирования «Удовлетворенность качеством образовательных услуг» свидетельствуют о том, что в ДАОК созданы необходимые условия для индивидуальной работы с обучающимися и для развития творческих способностей и интересов студентов.
В ДАОК ежегодно проводятся: диспансеризация; медицинский осмотр обучающихся; флюорографические обследования; вакцинация и иммунизация обучающихся. Созданы условия для оказания первой доврачебной помощи; проведения контроля и мониторинга групп здоровья; регулярно проводятся кураторские часы в рамках санитарно-просветительской работы, ведется пропаганда здорового образа жизни.
В настоящее время в ДАОК не обучаются студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды.
Основными структурными подразделениями, располагающими сведениями о лицах с ограниченными возможностями здоровья и инвалидах в ДАОК являются: приемная комиссия, медицинский кабинет, кафедры. Указанными подразделениями осуществляется специализированный учет инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Основой специализированного учета являются общие сведения об обучающемся с ограниченными возможностями здоровья или инвалиде: фамилия, имя, отчество, имеющееся образование, сведения о группе инвалидности, виде нарушения (нарушений) здоровья, карта реабилитации, включающая рекомендации, данные по результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования или по результатам медико-социальной экспертизы, и иные сведения.
При сборе указанных сведений должно быть получено согласие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья или инвалида на обработку его персональных данных.
В задачи указанных структурных подразделений входит сопровождение инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социокультурная реабилитация, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технической базы инклюзивного обучения, реализация программ дистанционного обучения инвалидов, развитие безбарьерной среды в ДАОК.
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов и абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья способствует их осознанному и адекватному профессиональному самоопределению. Профессиональной ориентации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья присущи особенности, связанные с необходимостью диагностирования особенностей здоровья и психики инвалидов, характера дезадаптации, осуществления мероприятий по их реабилитации, коррекции, компенсации.
Основными формами профориентационной работы в ДАОК являются дни открытых дверей, консультации для данной категории обучающихся и родителей по вопросам приема и обучения, рекламно-информационные материалы для данных обучающихся.
Особые права при приеме на обучение инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, особенности проведения вступительных испытаний регламентированы Правилами приема в ДАОК.
Инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении представляют стандартный набор документов, а также заключение Федерального учреждения медико-социальной экспертизы об отсутствии противопоказаний для обучения в образовательной организации высшего образования.
Организация образовательного процесса осуществляется по адаптированным основным профессиональным образовательным программам в соответствии с учебными планами, графиками учебного процесса, расписанием занятий с учетом психофизического развития, индивидуальных возможностей, состояния здоровья обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Выбор методов обучения в каждом отдельном случае обуславливается целями обучения, содержанием обучения, уровнем профессиональной подготовки педагогов, методического и материально-технического обеспечения, наличием времени на подготовку, с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья обучающихся.
Образовательный процесс для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ДАОК может быть реализован в следующих формах:
в общих учебных группах (совместно с другими обучающимися) без или с применением специализированных методов обучения;
в специализированных учебных группах (совместно с другими обучающимися с данной нозологией) с применением специализированных методов и технических средств обучения;
- по индивидуальному плану;
- с применением электронно-информационной образовательной среды.
При обучении по индивидуальному плану в отдельных учебных группах численность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается до 15 человек.
В случае обучения по индивидуальному плану обучающихся с ограниченными возможностями здоровья срок обучения может быть увеличен по личным заявлениям для обучающихся по программам бакалавриата на один год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения.
Обучающимся с ограниченными возможностями здоровья бесплатно предоставляются специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература.
С учетом особых потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются учебные, лекционные материалы в электронном виде.
При определении мест практик для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитываются рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. При необходимости для прохождения практик создаются специальные рабочие места в соответствии с характером нарушений, а также с учетом профессионального вида деятельности и характера труда, выполняемых обучающимися с ограниченными возможностями здоровья трудовых функций.
Форма проведения текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой (государственной итоговой) аттестации для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ДАОК устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура и спорт». В зависимости от рекомендаций Федерального учреждения медико-социальной экспертизы, преподавателями дисциплины «Физическая культура» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры, комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержку здоровья.
Подбор и разработка учебных материалов производятся с учетом возможности предоставления материала в различных формах, обеспечивающих обучающимся с нарушениями слуха получение информации визуально, с нарушениями зрения – аудиально.
Программно-технические средства, используемые при обучении с применением электронно-информационной образовательной среды, обеспечивают доступность получения образования обучающимся с ограниченными возможностями по различным нозологиям.
При организации обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по индивидуальному плану предусмотрено широкое использование электронно-информационной образовательной среды, а также доступ к электронной библиотечной системе.
Элементы электронно-информационной образовательной среды также предусматривают возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучающимися, сотрудничество в процессе познавательной деятельности.
Обязательным является включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в учебные мероприятия, способствующие сплочению учебной группы, направленные на совместную работу, обсуждение, приятие группового решения.
Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников образовательного процесса с применением электронно-информационной среды, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.
Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в соответствии со структурой образовательного процесса, определяется его целями, построением, содержанием и методами, учитывает рекомендации службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
Комплексное сопровождение образовательного процесса для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в ДАОК организовывается по четырем направлениям:
организационно-педагогическое сопровождение;
психолого-педагогическое сопровождение;
медицинско-оздоровительное сопровождение;
социально-культурное сопровождение.
Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения обучающегося с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Организационно-педагогическое сопровождение может включать: контроль посещаемости занятий; помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания; организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих обучающихся; контроль прохождения промежуточной аттестации, ликвидации академических задолженностей; коррекцию взаимодействия преподаватель – обучающий с ограниченными возможностями здоровья в учебном процессе; консультирование научно-педагогических работников и работников ДАОК по психофизиологическим особенностям обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для научно-педагогических работников, учебно-вспомогательного персонала и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Медицинско-оздоровительные мероприятия по сопровождению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает медицинский работник ДАОК совместно с лечебными учреждениями по месту учета таких обучающихся.
Социально-культурное сопровождение направлено на социальную поддержку и адаптацию обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении социально-культурных и бытовых проблем, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.
Для осуществления личностного, индивидуализированного социального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья используется волонтерское движение студенчества. Волонтерское движение не только способствует социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, но и обеспечивает взаимодействие с ними остальных обучающихся ДАОК, участвует в процессах интеграции их в молодежную среду.
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Медицинский кабинет | Медицинский кабинет | 368600, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Шахбазова, д. 67 | 2 | 2 | 15 | 15 |
Понедельник - пятница - с 9.00 до 16.00 |
Частично приспособлен |
№ | Наименование объекта | Адрес | О наличии оборудования, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья | Оборудованные учебные кабинеты | Объекты для проведения практических занятий | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
Количество | Общая площадь(кв.м.) | Количество | Общая площадь(кв.м.) | Количество | Общая площадь(кв.м.) | Количество | Общая площадь(кв.м.) | ||||
1 |
|
0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | ||
Информация расположена выше
Информация расположена выше
Информация расположена выше
Информация расположена выше
|
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Библиотека | Библиотека | 368600, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Шахбазова, д. 67 | 30 | 30 | 90 | 90 |
Понедельник - пятница - с 9.00 до 16.00 |
Частично приспособлена |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы, содержащие сведения об условиях питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Студенческая столовая | Студенческая столовая | 368600, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Шахбазова, д. 67 | 40 | 40 | 176 | 176 |
Понедельник - пятница - с 9.00 до 16.00 |
Частично приспособлена |
№ | Наименование объекта | Вид помещения | Адрес местонахождения | Документы | Лицензии и положения (при наличии) | Количество посадочных мест | Общая площадь(кв.м.) | График работы | Приспособленность для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | Всего | в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ | ||||||||
1 | Спортивный зал | Спортивный зал | 368600, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Шахбазова, д. 67 | 50 | 50 | 372 | 372 |
Понедельник - пятница - с 9.00 до 16.00 |
Частично приспособлен |
||
2 | Гимнастический зал | Гимнастический зал | 368600, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Шахбазова, д. 67 | 10 | 10 | 42,5 | 42.5 |
Понедельник - пятница - с 9.00 до 16.00 |
Частично приспособлен |